Что означает имя ягами. "Баба — Яга, костяная нога". История возникновения сказочного персонажа. «Родина» и день рождения Бабы-Яги

Введение

Одним из ключевых образов в волшебной сказке является Баба-яга, которая помогает Иван-царевичу или Иванушке-дураку добыть в тридевятом царстве практически невозможное желанию: утраченную невесту, молодильные яблоки, мечь-кладинец и др. Всесильность Бабы-яги наводит исследователей на мысль, что это собирательный образ, пришедший к нам из фольклора разных народов и до сих пор у учёных нет единого мнения по поводу происхождения слова Баба-Яга. Однако, как верёвочке невиться, а концу быть. Попробуем в этом разобраться на основе сравнительного языкознания..

Этимология слова "Баба -яга" на разных языках

В словаре Фасмера слово "яга":
"яга
I яга;
I: ба;ба-яга;, также яга;-ба;ба, яга;я, прилаг., укр. ба;ба-яга; – то же, блр. ба;ба-яга;, наряду с укр. язi-ба;ба "ведьма, волосатая гусеница", я;зя "ведьма", ст.-слав. ;ѕа;;;;;;;, ;;;;; (Остром., Супр.), болг. еза; "мука, пытка" (Младенов 160), сербохорв. je;зa "ужас", je;зив "опасный", словен. je;zа "гнев", jezi;ti "сердить", др.-чеш. je;ze; "lamia", чеш. jezinka "лесная ведьма, злая баба", польск. je;dzа "ведьма, баба-яга, злая баба", je;dzic; sie; "злиться".
Праслав. *(j)e;gа сближают с лит. i;ngis "лентяй", лтш. i;gt, i;gstu "исходить, чахнуть; досадовать", i;dzina;t "вызывать досаду, раздражать, дразнить, делать противным", i;gns "досадный, недовольный", др.-исл. ekki ср. р. "скорбь, боль", англос. inca "вопрос, сомнение, скорбь, спор"; см. Бернекер I, 268 и сл.; М. – Э. I, 834; Траутман, ВSW 70; Хольтхаузен, Awn. Wb. 48; Фортунатов, AfslPh 12, 103; Лиден, Studien 70; Милевский, RS 13, 10 и сл.; Миккола, Ursl. Gr. I, 171; Торп 28; Поливка, RЕS 2, 257 и сл. Связь с др.-инд. ya;ks;mas "болезнь, истощение" оспаривается, вопреки Лидену (см. Бернекер, там же; Уленбек, Aind. Wb. 234), точно так же, как с алб. i;dhe;te; "горький", гег. idhe;ni;m, тоск. idhe;ri;m "горечь, гнев, досада, печаль", вопреки Г. Майеру (Alb. Wb. 157); см. Иокль, Studien 20 и сл.; равным образом лат. аеgеr "расстроенный, больной", которое часто привлекали для сравнения, едва ли сюда относится, вопреки Бернекеру; см. Траутман, там же, и особенно Мейе – Эрну 18. Невероятна также реконструкция праформы *je;gа (Бернекер), против чего уже Соболевский (ЖМНП, 1886, сент., 150), точно так же, как сближение с яга;ть "кричать" и егоза;, вопреки Ильинскому (ИОРЯС 16, 4, 17). Нужно отклонить попытки объяснения слова яга; как заимств. из тюрк. *;mg;, ср. кыпч. emgen- "страдать" (Кнутссон, Раlаt. 124), или из фин. ;k; "гнев" (Никольский, ФЗ, 1891, вып. 4–5, 7).
II яга;
II "шкура жеребенка", оренб., сиб. (Даль), "шуба из козьих шкур мехом наружу", тоб. (ЖСт., 1899, вып. 4, 518). Из леб., кюэр., бараб., крым.-тат., уйг. jа;а "воротник", тур., тат., чагат. jaka – то же (Радлов 3, 25, 39)." [СФ]

Азербайджанский - k;p;gir;n qari > от "корчага" (слав.) k;p;gir;n > korchaginaj garnj - корчажная гарная (девушка, женщина) (слав.)
Албанский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Английский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Арабский - baba-jagana > > baba-jagana - баба-ягана (слав.)
Армянский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Баскский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Белорусский - баба-яга
Болгарский - еза "мука, пытка"; баба-яга - baba-yaga > баба-яга (слав.)
Боснийский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Валлийский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Венгерский - Baba-Jaga > баба-яга (слав.)
Голландский - Baba-Jaga > баба-яга (слав.)
Греческий - urnomaggissa > urnomaggilschitsa - урномагистр (слав.)/Baba, Mttamtta
Грузинский - baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Датский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Идиш - baba-jaga > баба-яга (слав.)
Исландский - Baba > баба (слав.)
Испанский - Baba-Yag; > баба-яга (слав.)
Казахский - Алмауыз-кампыр, Жалмауыз-кемпир > kempir >
Киргизское - мастан кемпир, жез кемпир, жез тумшук > kempir > korjabbij/krivj - корябый/кривой (слав.)(пропуск r, редукция b/m, b/p, редукция v/m, v/p)
Китайский - B;b;y;g; > баба-яга (слав.)
Латышский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Литовский - ;ie;ula > giegula, возможно от gorgos - страшный, ужасный (греч.), иначе Горгона. С другой стороны:
garnij – гарный – красивый (укр.)
Grazus– красивый (лит.)
Gorgeous (англ.), gorgias (старофранцузский) - великолепный, прекрасный.
Македонский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Монгольский - экэ - мать > eke > jaga - яга (слав.)(редукция g/k)
Немецкий - Hexe > jege - яга (слав.)(редукция g/x)
Норвежский - Baba, Porselen > баба (слав.)/bor-zelenj - бор зелёный (слав.)(редукция b/p, z/s)
Персидский - Baba-Yaga ogress > баба-яга (слав.)
Польский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Португальский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Румынский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Сербский - Баба-яга
Словацкий - Je;ibaba >
Словенский - jeza -гнев > ujaz-baba - ужас-баба (слав.)
Суахили - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Таджикский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Турецкий - baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Узбекский - Yalmog"iz kampir > korjabbij/krivj - корябый/кривой (слав.)(пропуск r, редукция b/m, b/p, редукция v/m, v/p)
Украинский - баба-яга, язi-баба "ведьма, волосатая гусеница", язя "ведьма",
Финский - noita akka > najada-jagga - наяда-яга (слав.)(редукция g/k), иначе, "водяная ведьма"
Французский - Baba > баба (слав.)
Хорватский - Baba-Jaga > баба-яга (слав.)
Чешский - Je;ibaba > ujaz-baba - ужас-баба (слав.)
Чувашский - катен карч;к, вуп;р карч;к > от "корчага" (слав.), "согнуть кого-л. корчагой, у него руки, ноги корчагой, кривые" [СД]
Эстонский - Baba-Yaga > баба-яга (слав.)
Японский - B;ba-y;ga > баба-яга (слав.)

"В мифологии казахов и киргизов (желмогуз кемпир) демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Ж. к. - людоедка, похитительница детей; в образе лёгкого она плавает на» поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик») . Существует мнение, что образ Ж. к. (как и близкой ей мыстан кемпир казахов) восходит к культу матери-покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти». (Черты доброй бабы-яги, покровительницы героя, Ж. к. сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться.) У киргизов разновидность Ж. к. - демон мите, представлявшийся старухой в лохмотьях, которая живёт в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосёт у них из колена кровь; когда жертва ослабеет, мите её съедает. Мите близок демон жалмавыз [ялмавыз (карчык) ] казанских татар. Аналогичный персонаж имеется в мифологиях уйгуров и башкир [колдунья-людоедка ялмауз (ялмауыз)], узбеков [старуха-людоедка ялмоFиз (кампир) или жалмовиз (кампир) ] и ногайцев (елмавыз)"
В интересном эссе по фольклору автор подтверждает версию образа Бабы-яги как матери-богини.
" Ученые считают, что образ Яги – это трансформация древнейшего образа матери-богини, которая повелевает как судьбами мира, так и судьбами людей. При переходе от матриархата к патриархату и от охоты к земледелию и скотоводству мать-богиня стала восприниматься как хозяйка дождя, важнейшего и необходимейшего для посевов – она летает в огненной ступе с бурей, заметает следы огненным помело (ветром). А с приходом христианства из берегини она превратилась в демоническое существо, прядущее кудель (судьбу)"
Однако, на мой взгляд, образ Бабы-яги несопоставим с культом Матери-покровительницы, поскольку персонажи народного творчества и религиозного культа разные по назначению и своим функциям. Баба-яга - ведунья, хранительница мира мёртвых, знахарка, живёт в сказках изолированно от общества. Мать-богиня - прародительница рода, является образом семьи, клана, этноса, живёт в социуме. Мать-богиня - продукт мифа, а Баба-яга - продукт волшебной сказки, но миф всегда предшествует сказке, поэтому Баба-яга и Мать-богиня несовместимы.
Баба-яга - символ безобразной старости. Это то, в кого превращается некогда прекрасная девушка по законам неумолимого времени, поэтому сходные по корням слова, обозначающие ужас и красоту в разных языках имеют противоположный смысл (см. Горгона).
Есть существенные различия между кочевой и оседлой жизнью, которые отражаются и в словотворчестве индоевропейских и тюркских народов. Так слово Яга имеет общий корень для индоевропейцев и тюрков j-g, но значения у него разные.
В индоевропейских языках слово Яга:
1. Образовано от древнерусского глагола "ягать" - ругаться.
Из санскритского корня ah, auh, означающего – идти, двигаться, от которого происходит санскритское ahi, латинское anguis, славянское ежь и пр. (П.А. Лавровский); ahi > agi > nogi - ноги (слав.). В сказках Афанасьева "Нога" - змея (ср. п. 5, где Яга - ящер).
2. Во всех наименованиях Бабы Яги прослеживается очень древний индоевропейский корень, который ученые реконструируют как *jegъ, что означает "злой, мерзкий".
3. "ЯГА ж. сиб. оренб. яргак, ергак (Акад. Сл. ошибочно ерчак), род охабня шерстью наружу, из жеребячьих шкур или из неблюя, а дорогие яги из гагарьих шеек (Columbus septentrionalis); шуба, тулуп, халатного покрою, в тоб. с откидным воротом, в Оренб. без; подбивают его тканью, либо легким мехом; ягу или яргак носят все, особенно в дороге и на охоте. Ягушка тоб. женская яга, с узким воротом; для дороги" [СД]
4. Сочетание Баба-яга возникло путем сращения слов баба (старуха, женщина) и яга (злая; злость, болезнь) по Фасмеру.
5. Яга – от слова Яша. Яша – ящур-прародитель, хранительница рода и традиций – заботливая, но очень строгая и требовательная Берегиня
6. Яга – от слова Йога – жрица, владеющая тайнами древних учений. Баба – почетное слово на Руси. Баба – значит опытная, мудрая, ведающая.
В тюркских языках слово Яга:
1. Слово Яга связывается с монгольским экэ (мать), тем более что у древних монголов слово экэ относилось к божествам женского пола. Монгольское экэ соответствует бурятскому эхэ, а в тюркских языках ека (старшая сестра, тетя). экэ - eke > jaga - яга (слав.).
2. У малых народов Сибири Яга-Яг значит «первая, одинокая» или «река, несущая в потусторонний мир». jaga > reka - река (слав.)(пропуск r, редукция k/g)
3. На языке коми Яг - лес, отсюда связь со славянским словом jagoda - "ягода". Однако jagoda > jablok - яблоко (слав.)(инв. jagoda, замена b/d, редукция k/g), иначе, "круглое". berry - ягода (англ.) > jablloc - яблоко (слав.)(редукция l/r)
Так или иначе, тюркские параллели в слове Яга пересекаются со славянскими и всё же трансформируются в славянские корни.
В славянском фольклоре Баба-яга - хранительница царства мёртвых, потому, что у оседлых народов существовали кладбища, погосты. У кочевых народов не было постоянных погостов, хоронили, как правило, в курганах, которые со временем, покидали из-за поиска новых пастбищ для скота. Отсюда возможно формирования чисто тюркского слова "кампир", которое может быть переведено как "кобылица" или "копытная":
кампир - kampir > kobbilj - кобылий (слав.)(редукция b/m, b/p, l/r)
кампир - kampir > koptnaj - копытная (слав.)(редукция b/m, b/p, l/r)
Интересно, что в волшебной сказке имя Бабы-яги связано с конём и кобылицей. Так, Баба-яга дарит Ивану-царевичу волшебного коня, дочери Бабы-Яги превращаются в кобылиц.
" В некоторых южнославянских сказках Баба Яга не злая лесная старуха, а степная богатырша, мать, жена или сестра убитых богатырями змеев. Царство ее находится за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой, часто – в подземном мире. Она владеет стадами скота и табунами волшебных коней. Главный герой нанимается к ней на службу пастухом, чтобы получить в награду такого волшебного коня. В некоторых сказках она превращает в кобыл своих дочерей. Герой сказки пасет их и берет себе в награду волшебного конька с невзрачным обликом, который и является сыном Яги. Во многих сказках Яга ездит верхом на коне и сражается, как богатырша, причем ее сопровождает рать великая, огромное войско. Побеждая Ягу, герой проваливается в подземелье, сражается с ее работниками и побеждает их: они (кузнецы, швеи и ткачихи) уже не могут сделать для Яги новую рать. Возможно, в основу образа Яги-богатырши легли сказания о племени амазонок, живших на юге, у Азовского моря."
Кобылица - животный тотем восточной Бабы-яги, где кобыла является прародительница рода.
Таковы метаморфозы образа Бабы-яги в волшебной сказке, которая то кочует кобылицей по бескрайним степям, то ведёт суровый, замкнутый образ жизни ведьмы в дремучих лесах Восточной Европы.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Эфрона
БСЭ - большая советская энциклопедия

1. Т. Д. Баялиева "Доисламские верования и их пережитки у киргизов", Ф. , 1972 г.
2. Н. Дяловская "Фольклор. Баба-яга", http://www.litcetera.net/forum/112-557-1
3. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm

БАБА-ЯГА – всеми известный персонаж сказочной мифологии, известный нам с детства.

От себя добавлю в общее описание: живет в избушке на курьих ножках, без окон и дверей, жарит детей в печке, готовит зелье и разные снадобья. Попробуем разобраться, откуда в русской мифологии взялся этот персонаж — Баба Яга. Из множества гипотез о происхождении Бабы-Яги я придерживаюсь следующей.

Историк и писатель А.Иванов ссылается на обычай угро-финнов, который уходит корнями во времена язычества. Они верили, что умершие помогали им с того света, и после смерти близкого человека делали куклу «бабу», или иттарму, куда вселялся дух умершего. Затем заворачивали эту куклу в шубу, сшитую из шкур животных, мехом наружу – ягу. Такую шубу носили женщины. Отсюда и название – Баба-Яга. В то время был матриархат, что объясняет женский род куклы.

После того, как «бабу» заворачивали в ягу, сколачивали священную постройку сомъях – сруб «без окон, без дверей» (см.фото в альбоме), и помещали туда куклу. Вместе с куклой клали драгоценности и прочие атрибуты умершего и относили в чащу леса, далеко от поселений. Затем постройку устанавливали на стволах подрубленных деревьев, чтобы ни звери не могли достать, ни люди не украсть. И много было желающих поживиться сокровищами, «иду туда не знаю, куда», но не возвращались – такие загадочные исчезновения добавили ужас к образу Бабы-Яги, как некой злой силе.

  • Почему на курьих ножках? – стволы подрубленных деревьев «окуривались» можжевеловыми ветками, отсюда «курьи», а не куриные.
  • Почему «без окон, без дверей»? — ритуальной кукле не нужны окна. Почему костяная нога? – признак мертвеца, принадлежности царства мертвых.
  • Почему в ступе летает? – ступа это похоронная урна, чаще деревянная у славянских народов, считалось, что там прячется душа усопшего.
  • Почему метла? – это исконно женское средство, связано с магией очистительной силы.

К устрашающему образу злой колдуньи Бабы-Яги примыкает поверье про зажаривание в печи. На самом деле так знахарки выхаживали младенцев и лечили детей. Заворачивали ребенка в тесто, и укладывали в печь, там он «припекался», донашивался, или выздоравливал, если болел. И перерождался для новой жизни.
По исследованиям этнографов в древних племенах так же был такой обряд, он назывался «очищение огнём» и служил для инициации подростков. Его проводила старая женщина-жрица в пещере или глухом лесу, где подростки должны символически умереть, чтобы возродиться мужчинами и стать полноценными членами племени, вступить в брак.

Избушка на курьих ножках — знаменитое жилище Бабы Яги | Depositphotos — Oleksandrum79

Инициирующая роль Бабы-Яги и обряд зашифрованы в сказках. Исследователи сказок В.Я. Пропп, В.Н.Топоров отмечают: герой попадает к Бабе-Яге в избушку, т.е. в мир мертвых, «умирает», проходит испытания и возрождается в новом качестве. Баба-Яга при этом является проводником перемен.

Очевидно, что все атрибуты Бабы-Яги связаны со смертью, и это несомненно утрачивает восприятие её как мудрой женщины, ведьмы, т.е. ведающей, умеющей и передающей свои знания, лечащей, «бабы – обрядницы».
Такое восприятие отражает наши глубинные страхи, ужас непознанного, неизвестного, невидного.

И тем не менее Баба-яга – это архетип* мудрой Первозданной Женщины, Дикой Матери – наставницы (К.П.Эстес). Матери помогающей и карающей. Поэтому этот образ так прочно укоренился в нашей коллективной и индивидуальной культуре.

А как вы считаете, Баба-Яга – это ЧТО?

Больше интересных тем о жизни, психологии и отношениях — в группе

Какую роль играет Баба Яга в славянской мифологии и какова история этого героя? С детства нам известно, это дряхлая колдунья или ведьма, негативный герой, который обитает на окраине леса и ворует младенцев. Но верен ли образ, который преподносят сказки, и существовала ли Баба Яга на самом деле?

В статье:

Баба Яга в славянской мифологии - персонаж, которого мы знаем

Баба Яга в исполнении Георгия Миллера

Баба Яга - грозная славянская колдунья. В арсенале у ведьмы разнообразные артефакты: ступа, метла, плащ невидимка, сапоги-скороходы.

Сказки описывают место обитания Бабы Яги так: высокий забор из человеческих костей вокруг избы, на заборе расположены черепа, роль засова играет человеческая нога, а замок - это рот с острыми зубами. Сама колдунья полуслепая, с металлическими зубами и костяной ногой.

Злобная и коварная колдунья всё время пытается завлечь кого-то в свой дом, зажарить в печи младенцев и старается убить добрых молодцев.

На самом деле такой образ далеко не уникален и встречается не только в славянской, но и в скандинавской, тюркской и иранской мифологии. Похожая колдунья даже есть в африканских легендах.

Однако стоит ли верить образу, который сформировали нам сказки в детстве? Все становится немного более ясно, если вспомнить о древнем обществе и матриархате. В давние времена для того, чтобы стать взрослым, необходимо было владеть определенными навыками и доказать, что человек действительно ими владеет.

Если говорить о матриархате, то подобное решение (стал взрослым человек или нет) принимается женщиной. Матриархат закончился, а вот функция главной женщины осталась. Вполне логично предположить, что такие женщины стали отныне жрицами, которые стали вынуждены уходить в леса.

С завершением матриархата жрицы становятся отшельницами и уже проживают отдельно от других людей. Они все также продолжали испытывать «претендентов на взрослость».

Задумывались, какие ситуации описывают сказки, если главный герой мужчина? Попадая в плен к ведьме, он должен выполнить какие-то задания. На самом деле они были вполне просты, для прохождения испытания необходимо было кого-то поймать, что-то принести, дров наколоть, кого-то победить.

А разве не подобным образом мужчина мог доказать, что он состоялся как воин, как человек, способный найти себе пропитание, защитить свою будущую жену, род?

Если говорить о женщинах, встречающихся в подобных сказках, то в основном это царевны, особенные красавицы и рукодельницы. Если мы посмотрим на этих девушек, то поймем, что именно такие женщины могли стать женами князей, либо сами претендовали на какую-то значимую роль в обществе.

Протестировать таких претенденток явно не могли обычные родственники. Сделать это должна была именно старшая жрица. В данном случае задания, назначаемые Бабой Ягу были также естественными: приготовить, пошить, убрать.

Таким образом можно прийти к тому, что Баба Яга действительно существовала. Однако это был собирательный образ всех тех жриц, чья цель была - помогать людям, а не вредить.

Баба Яга - заботливая берегиня

Несмотря на то, что такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с абсолютно другой стороны.

По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а имя Яга - это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель всего сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому - «пращур». Согласно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.

Есть легенда, что ранее колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было радикально принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, что когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.

Поэтому берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная внешность, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.

Например, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие времена был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Стоит отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть до начала 20 века.

К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, если малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется этот обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трижды ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Баба Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.

Также бытовало мнение, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут на улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.

Что известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал сказочный персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это можно понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались при строительстве избы.

Баба Яга - на самом деле богиня Макошь?

Выше перечисленные теории относительно происхождения Бабы яги далеко не единственные. Если мы обратимся в славянским мифам, то узнаем еще одну, весьма странную и, казалось бы, нереальную легенду.

Согласно ней Баба Яга - это далеко не ужасающая колдунья обитающая в отдаленной избушке в темном лесу. А легендарный персонаж, темная ведьма и жена самого Велеса. Это подталкивает к мысли, что, возможно, за обликом Бабы Яги на самом деле прячется , которая и являлась супругой .

Как известно, Макошь была одной из центральных фигур в славянских мифах, особой популярностью она пользовалась у представительниц женского пола. Ее считали божеством удачи, плодородия и благодати.

Колдунья живущая между двумя мирами

Так как долгое время Яга жила на окраине леса (на рубеже между миром людей и темным лесом - миром мертвых) это повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она все время жила на рубеже между явью и навью.

Возможно, именно поэтому обыватели и приписали ей черты колдуньи, которая обитает между двумя мирами. Эта информация объясняет наличие у ведьмы костяной ноги, ведь она является частью загробного мира. В таком случае Баба Яга похожа на живого мертвеца.

Зачастую при описании образа данного персонажа в древней славянской мифологии люди упоминали, что у неё железные зубы. Это указывает на то, что Бабу Ягу нельзя назвать существом из Нави со стопроцентной уверенностью. Всё из-за того, что такой металл с давних пор служит одним из основных орудий против темных сил, наряду с серебром.

Однако и к живым причислить ее тоже нельзя, так как она умеет говорить с растениями, животными, повелевает стихиями, в арсенале имеет различные магические атрибуты.

Страшная ведьма Баба-Яга коротает не один век в избушке, стоящей в темном лесу. Персонаж, корни которого идут из славянской мифологии, со временем впитал множество символов, превратившись в противоречивую натуру. С одной стороны, Яга поджидает детей, чтобы изжарить их в печи, с другой – к старухе за помощью обращаются добрые молодцы и заплутавшие путники. Лесная жительница не отказывает им в мудром совете и волшебных подарках, которые облегчают задачу героев сказок.

История создания

В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.

Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.

Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.

Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.


Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.

Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» - это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.


Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.

Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.


Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.

И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.

Образ

Постепенно знахарка или божество превратилась в злую, косматую, с длинным крючковатым носом ведьму, которая похищает детей или же ждет не дождется гостя, чтоб устроить себе пир из человечины. Правда, ни в одной сказке так и не съела ни одного персонажа.


Баба-Яга в мультфильме "Иван Царевич и Серый Волк"

Наоборот, чаще Яга выступает в роли наставника и помощника в переходе из царства живых в потусторонний мир – далекую волшебную страну, именуемую тридевятым царством, тридесятым государством, расположенную за огненной рекой Смородиной (река в славянской мифологии символизирует границу между миром живых и мертвых). Гость (обычно Иван-дурак) получает от радушной хозяйки избушки на курьих ножках волшебные предметы, которые выручат в сложных ситуациях. Например, клубок, сапоги-скороходы, коня или меч.


Высокая горбатая старуха с седыми нечесаными волосами одета в лохмотья – так она представлена в мультфильмах и кино. Однако в сказках одежда вообще не описывается. Художники лубочных картинок изображают престарелую женщину в лаптях, платье и жилетке, иногда лесная жительница предстает в красной юбке и сапогах.

Лютая по натуре, Яга легко предсказывает будущее, мудра и в некотором смысле справедлива.

Атрибуты, друзья и враги

Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.


Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.

Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.

Баба-Яга на экране

Персонаж занял прочное место в литературе, мультфильмах и сказочных кинопостановках. Баба-Яга начала мелькать на экранах в советское время – кинозвездой старуху сделал великий режиссер-сказочник . Первым образ этого отрицательного персонажа примерил в 1939 году в сказке «Василиса Прекрасная». Зловещая Баба-Яга получилась настолько удачной, что сразу верится в ее реальное существование.

Примечательно, что Георгий Францевич самостоятельно придумал и создал костюм: нацепил грязное старое тряпье, а на седую взлохмаченную голову надел тоже не первой свежести платок, повязав его особым способом – чтобы концы торчали вперед. После славного дебюта Милляр еще несколько раз снимался в этой роли у Роу.

Список мужчин, которые сыграли киношную Ягу, пополнил , вжившись в роль в музыкальной постановке «В тринадцатом часу ночи».


Телевизионный путь Бабы-Яги оказался не так прост. В россыпи кинолент отражена противоречивость натуры жительницы леса. Добрую старушку в лице актрисы юное поколение 60-х годов увидело в сказке «Веселое волшебство». Еще ласковее образ Яги создала в фильме «Там на неведомых дорожках…». Упитанная бабушка с добрейшей душой украсила картину «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» – образ создала Мария Барабанова.


Нетривиальная старуха получилась у в фильме «Лада из страны берендеев». А коварством наделила персонаж , появившись в «Новогодних приключениях Маши и Вити».

В свои работы героиню славянских преданий с удовольствием брали и режиссеры, далекие от жанра сказок. Баба-Яга вошла в фильмы с фантастическим уклоном «Лиловый шар» (роль отошла Валентине Ховенко) и «Остров ржавого генерала» (образ блестяще воплотил ).


После распада Советского Союза хозяйка избушки на курьих ножках и не подумала покидать кинематограф. Правда, сначала сделала 15-летний перерыв в «карьере», а в 2004 году вновь порадовала зрителей, появившись на экранах молодой и красивой Ягой, влюбленной в Кащея Бессмертного. На роль Яги в молодости в ленте «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» пригласили .


В очередной раз вспомнили о персонаже в 2009 году – неподражаемая представила Бабу-Ягу в «Книге мастеров». А спустя три года на экраны вышла «Реальная сказка», где Яга снова стала доброй в исполнении Людмилы Поляковой.

На сегодняшний день заключительной попыткой поместить в кино сказочную старуху стал фильм « » (2017 год). В волшебной режиссерской фантазии с элементами комедии в роли могущественной знахарки выступила .

Лесная колдунья с легкой руки создателей кино и мультипликаторов оказалась еще и великолепной певицей. Первую песню Бабы-Яги (видео) на экранах исполнила Валентина Кособуцкая в фильме «Новогодние приключения Маши и Вити».

  • Село Кукобой в Ярославской области в 2004 году, несмотря на критику со стороны Русской православной церкви, провозгласили родиной лесной старухи. Для привлечения туристов здесь собрали музей Бабы-Яги, в котором проходят программы с веселыми приключениями в компании любимых сказочных героев. Во владениях Яги начинается «аномальная зона» – у тех, кто переступает границу музейной территории, перестают ловить связь телефоны. Гостеприимная хозяйка поит посетителей чаем с пирогами, особенно вкусно накормит в свой день рождения – 26 июня.

  • Сказочная постановка «Последний богатырь» стала третьим русским фильмом студии «Disney». Открыла этот необычный список лента «Книга мастеров», затем сняли «Счастье – это…»
  • «Последний богатырь» быстро возглавил рейтинг лидеров проката. За две недели показа картины в кинотеатрах удалось собрать больше 1 млрд. рублей.
  • Авторы сказок не всегда строят избушку Бабы-Яги в настоящем лесу. Так, в «Книге мастеров» дом колдуньи соорудили прямо на территории Белорусского музея народной архитектуры и быта.
  • Создатели российской организации по борьбе за права потребителей «Хрюши против» придумывая название, оттолкнулись от знаменитого мультфильма 1979 года выпуска, где звучит фраза: «А Баба-Яга против!»
  • Роль Бабы-Яги Георгий Милляр в сказке «Морозко» (1965) исполнил восьмой раз. Кроме того, в этой же картине актер перевоплотился в разбойника и подарил свой голос петуху.

Цитаты

«Фу-фу, русским духом пахнет!»
«Полетел, полетел! Вот что значит экология правильная, а я отсюдова переезжать собралась. За такой участок, поди, и две дачи дать могут».
«Ох и плохо мне! Ох и худо! Не горячка у меня, не простуда! Губит бедную старушку не хвороба, губит, душит сиротинку злая злоба! Ох, я и спать не могу! Я и жрать не могу! Ох, обидел гость незваный Бабушку-Ягу!»
«Ой, не шуми! Я перед гостями выспаться должна, чтоб свежей быть и красивше».
«Я незлопамятная - отомщу и забуду. Вот только месть надо пооригинальнее придумать, а то совсем распоясались».
«Негодяи не любят умирать быстро и тихо, им размах нужен и максимум шума».
«Бабу-Ягу со стороны брать не будем. Воспитаем в своём коллективе». (х/ф «Карнавальная ночь»)
«Там ступа с Бабою-Ягой идет-бредет сама собой». (А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)

Похожие статьи